Моё детство прошло среди сказок и книг И, наверное, я тоже жил среди них. Дни и ночи читал, пылью мудрых дыша, В фолиантах моя растворялась душа: Это я по пампасам скакал на коне, Чингачгук в благодарность сжимал руку мне, С Бладом вместе и я бороздил океан, Словно в книге другой молодой капитан, Были все мне друзья - д'Артаньян и Гаврош, И на Холмса я был очень сильно похож, Я был смел, как Тибул, и богат, как Кощей, И со Скарлетт провёл я немало ночей, С Одиссеем я тоже по миру бродил, Хоть у Карло в каморке полжизни прожил, Мой корабль только в алых ходил парусах, Я на шаре воздушном парил в небесах, Я Онегину друг, Скарамуш - мой сосед, Я с Остапом ещё повидал белый свет, И с Колумбом Америку я открывал - Я прожил всё, о чём я тогда прочитал. Среди сотен томов было детство моё, Сотни жизней прожить предстоит мне ещё.
Как определить, что Вы находитесь на проклятой земле: 1) Восставшие мертвецы тактично намекают покусыванием нижних частей Вашего тела, что Вы таки неплохой обед. 2) Консервированные овощи, взятые с собой в поход, во время еды превращаются в опарышей и червей. В принципе, с соевым соусом сойдёт, но знак явно дурной. 3) Ваш проводник меняется в лице, в его глазах загорается зловещий огонёк. Однако, если Вы в одиночку схомячили весь запас провизии, в этом ничего стрёмного нет, впрочем, в обоих случаях общение с ним лучше ограничить. 4) Погода, ландшафт и цвета окружающей среды - резко меняются, а грибы или кактусы в Ваш рацион не входили. 5) Вокруг Вас постоянно падают ветки, поднимается сильный, злой ветер и видны другие признаки обращения от духов типа "чемодан-портал-мир живых". 6) Вы видите незнакомые Вам растения, виды насекомых и птиц. И все они хотят Вас сожрать. 7) В зловещей, гробовой тишине Вы слышите слова древних заклинаний на непонятных языках, славления Тьмы или фразы типа "ещё чаю, Бро?". 8) В заброшенном здании, где Вы остановились на ночлег, все стены разрисованы странными геометрическими фигурами и на уроки математики это явно не похоже. 9) Вы видите вывески типа "древнее индейское кладбище", "Припять", или "добро пожаловать в Москву".
Эти высказывания принадлежат Сидячему Быку, Белому Облаку, Ситлу и другим знаменитым вождям североамериканских индейцев XIX века:
"Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей".
"В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек".
"Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее".
читать дальше"Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге".
"Одно «возьми» лучше двух «я отдам»".
"Не нужно много слов, чтобы сказать правду".
"Хороший человек видит хорошие знаки".
"Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун".
"Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей".
"Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов".
"Смерти нет. Есть только переход между мирами".
"Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами".
"Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное".
"Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах".
"Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате".
"Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть".
"Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая".
"Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой".
"Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни".
"Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…".
"Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!".
"Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему".
"Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви".
"Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?".
"Не беспокой людей об их религии".
"Даже твое молчание может быть частью молитвы".
"Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?".
"Есть много способов пахнуть скунсом".
"Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму".
“Надо” – лишь умирать".
"Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались".
"Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия".
"Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым".
"Правда – это то, во что люди верят".
"Даже маленькая мышь имеет право на ярость".
"Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить".
"Тот, кто рассказывает истории, правит миром".
"У воды нет волос".
"Лягушка не выпивает пруд, в котором живет".
"Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни".
"О Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах",
"Я прихожу к тебе, как один из множества твоих детей".
"Мне нужны твоя сила и мудрость".
"Сделай меня сильным не для возвышения над моим братом, но для победы над моим величайшим врагом – самим собой".
"Я был на краю земли. Я был на краю вод. Я был на краю неба. Я был на краю гор".
"Я не нашел никого, кто не был бы моим другом".
"Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели".
"Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги".
"Помни, что человек тоже животное, только умное".
"Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах".
"Человек должен сам сделать свои стрелы".
"У белого человека слишком много начальников".
"У всего в мире – своя песня".
"Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты".
"Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти".
"Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца".
"Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь".
"Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым".
"Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит".
"Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос – как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное".
"Мы бедные, потому что мы честные".
"Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется".
"Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора".
"Даже мёртвая рыба может плыть по течению".
"У души не будет радуги, если в глазах не было слез".
"Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной".
"Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение".
"Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком".
"Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда".
"Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится".
"Родина там, где тебе хорошо".
"Не всегда враг является врагом, а друг – другом".
"Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал".
Много думаю в последнее время о следах, которые оставляют люди в жизни других, если вообще оставляют. И почему одни оставляют, а другие нет. Моя коллекция таких следов довольно разнообразна. Кто-то вошел ненадолго и заставил сменить мировоззрение на какие-то вещи и людей. Кто-то оставил после себя три-четыре музыкальных композиции. Или два-три слова, которые стали своими. Или чемодан. Кто-то изменял так, что навсегда научил быть верным. А кто-то так объяснял любовь, что, даже любя, не захочется говорить это слово вслух, настолько оно теперь испорчено. Кому-то спасибо, что был, кому-то спасибо, что больше нет. А кто-то исчез как не было, и ни слов нет про это, ни сожаления. Удивительно.
Евгений Марковцев Придёт тихая осень – Разрешенья не спросит, За дождём и туманом Спрячет наши обманы. Я к тебе равнодушен И тебе я не нужен. Мы украли у лета Каплю звёздного света И развеяли сами Мы любовь над лесами, В облаках белоснежных Утопили мы нежность. Так зачем же пытаться С этой ложью остаться? Жёлтых листьев потоки Скроют наши пороки И легко и небрежно Ветер сдует надежды. Решено без сомненья: Нет любви возрожденья, Да его и не просим! Придёт тихая осень…
Борис Гребенщиков: «Тупая повседневность — это просто непротертое стекло» 04.08.2016 БГ пришел в новосибирский магазин и бесплатно рассказал его посетителям, как быть счастливым и не пытаться сбежать от самого себя читать дальше Борис Гребенщиков: «Тупая повседневность — это просто непротертое стекло»Все фотографии 4 августа перед концертом в кафе кинотеатра «Победа» (с камерной атмосферой и билетами от 6 тыс. до 9 тыс. руб.) Борис Гребенщиков пришел на бесплатную встречу с публикой в книжном магазине «Плиний Старший». Встреча была заявлена как философская дискуссия с участием БГ и местной интеллигенции. Перед ее началом строгая дама-организатор запретила зрителям задавать вопросы (для этого-то и есть интеллигенция), фотографировать без аккредитации и — особенно — делать селфи. То есть ловить покемонов в присутствии БГ было, по сути дела, негласно признано приемлемым — что не запрещено, то разрешено.
Впрочем, в зале покемону некуда было сунуться: за полчаса до начала встречи в гостиной «Плиния» уже сидело, заняв все имеющиеся и многие неимеющиеся места, человек 200, а к началу встречи — человек 300, не меньше.
Интеллигенция, которой предстояло вести дискуссию, — это представители соорганизатора встречи, Новосибирского открытого университета (одного из нескольких просветительских проектов, появившихся в городе в последнее время на волне федерального и не только бума на самостоятельное развитие вне стен вуза. — Е.П.). Среди участников дискуссии — Роман Шамолин, проректор по науке в негосударственном Новосибирском институте экономики, психологии и права, экс-организатор «Интерры» — только что условно за «Интерру» осужденная — Лада Юрченко и другие. Господин Шамолин, в расстегнутой до солнечного сплетения рубашке и темных очках, которые можно назвать ленноновскими, а можно лепсовскими — в зависимости от того, какой у вас сегодня дискурс, — торжественно оглашает тему философской дискуссии — «Искусство бегства из повседневности».
«Все настоящее будет вечером на концерте. А сейчас просто треп», — мурлычет БГ. Он тоже в темных очках.
Борис Гребенщиков: «Тупая повседневность — это просто непротертое стекло» Роман Шамолин: Нормально ли для человека, который хочет быть творцом, хочет самостоятельно мыслить, — быть в оппозиции к окружающему миру? Препятствует ли повседневная жизнь тому, чтобы добираться до каких-то внутренних глубин? Да или нет, Борис Борисович?
БГ: Я не буду вдаваться в какие-то философские глубины, потому что я боюсь там потеряться. Я предпочитаю держаться там, где я есть. Вот я иду по опушке леса, и смотрю вокруг себя, и пытаюсь найти что-нибудь, против чего мне хочется протестовать. Зараза! Ничего не нахожу. Мне все нравится! И против чего я должен протестовать?
Р.Ш.: Ну а по центру города? У меня есть приятельница, и она недавно была в Таиланде, и после буддистских монастырей она попала на Уокинг-стрит в Паттайе (центр ночной жизни и уличной секс-индустрии Таиланда. — Е.П.) — и она сказала, что после монастыря она там чуть сознание не потеряла.
БГ: А ведь на самом деле это — одно и то же. И там, и там проявляется человеческая природа. И в буддистском монастыре люди, и в Паттайе люди. Я думаю, что просто есть разные типы человеческого поведения, которые свойственны каждому человеку. А их проявление зависит от его природы, наверное, от его кармы. Но что бы человек ни делал — его так научили. Когда человек был маленьким, он не знал, что он захочет в Паттайю. Все, что ему было привито, — это не его естественное свойство. Это то, чему его научили, когда он был маленьким и отчаянно хотел сделать так, чтобы нравиться маме, и папе, и людям вокруг. И значит, эти мальчики и девочки с главной улицы Паттайи — их так научили.
Р.Ш.: Разве, создавая свои тексты, вы не отгораживаетесь от массы вещей, от политики, от экономики?..
БГ: Минуточку. О политике… вот у меня дома есть туалет, но я в нем не живу. (В публике аплодисменты и крики: «Молодец!».)
И интеллигенция, ведущая философскую дискуссию, и публика на протяжении всего часа встречи ужасно похожи на толпу, собравшуюся вокруг огромного, благодушного и всячески замечательного кота. Кто-то просто молча растроган великолепием этого явления и незаметно для себя расплылся в улыбке, кто-то дразнит кота, кто-то пытается почесать его не просто так, а так, как положено обращаться с котами по науке фелинологии; кто-то просто зовет «кис-кис»; а кто-то — да, вопреки запрету — тихонько делает селфи на фоне кота, пытаясь его не потревожить. Кот же лениво, но неизменно ускользает от попыток посадить его в украшенную ленточками переноску — тему дискуссии «Искусство бегства из повседневности». «Вообще для философии характерно понятие отчуждения… — шуршит дискуссия. — Неужели нет у человека, прожившего жизнь в природном невежестве, каких-то смутных устремлений… сопряженных с материальной чувственной действительностью… Трансцендентный… Не могли бы вы сказать в этом контексте, что такое реальность?» — «Да х…р ее знает», — добродушно отвечает господин Гребенщиков — к восторгу интеллигентных (опять же) старушек в зале; кто-то громким шепотом восклицает: «Браво!».
БГ: Я сижу и поражаюсь, потому что не могу представить такую встречу в Москве. Или, допустим, в Вятке. Или в Тамбове. Это чисто сибирский феномен.
В гостиной все жарче и все сильнее пахнет мокрыми людьми и книгами. Уже на пятнадцатой минуте дискуссии публика, с самого начала не желавшая, как ей было велено, молчать, — при явной поддержке героя — захватывает вначале вопросы, а потом и микрофоны.
Борис Гребенщиков: «Тупая повседневность — это просто непротертое стекло» Первый вопрос из зала: Будьте добры, прокомментируйте, на каких основаниях вы еще живы, хотя рок-н-ролл уже мертв?
БГ: Рок-н-ролл вообще-то мертв с того дня, когда Элвис Пресли ушел в армию.
Вопрос из зала (очень серьезный седой мужчина): Бывают ли в вашей жизни события, причиной которых вы не являетесь?
БГ: Мне может казаться, что я не являюсь, — но на самом деле я являюсь.
Вопрос: Меня длительное время обескураживала бессмысленность современного искусства, в том числе и многих авторов современной музыки… Произвольные компиляции. Насколько вообще тексты должны быть осмысленными?
БГ: Все, что любой человек поет, Бог воспринимает как просьбу, обращенную к нему лично. Поэтому люди, которые поют, не вполне отдавая себе отчет, что они поют, могут оказаться в очень сложном жизненном положении. Любое творчество, любое самовыражение — это молитва.
Р.Ш.: В жизни человека есть жестокие страшные вещи. Если мы приписываем это Богу, то отношение к Богу тоже становится неоднозначным. Как это объяснить?
БГ: А как объяснить, когда тебе 3 года и у тебя коробок со спичками — и страшно хочется чиркнуть, а у тебя его забирают и это горе? Когда мы говорим, что есть добро и зло, мы исходим из того, что что-то хорошо или плохо для нас лично. Хотя для другого человека то, что плохо для нас, — хорошо. Иногда это сложно представить — но тем не менее это существует. Я думаю, что все устроено в мире замечательным образом…
Вопрос из зала: …а, например, религиозные столкновения?
БГ: Все религиозные столкновения обусловлены только желанием немедленно взять то, что в карманах у противника, и переложить в свои.
Вопрос из зала: Как вы считаете: бегство от повседневности — это бегство от самого себя?
БГ: Я вчера ехал по Одессе ночью. В очень возвышенном состоянии духа после концерта. Смотрел в окно и радовался: какая красота. Я не стараюсь избежать повседневности, я ничего красивее повседневности не видел и не увижу. Когда люди говорят «дух» — это и есть то, чем этот мир пронизан. И когда мы это видим — это настоящее. Когда это восприятие замылилось, — тогда и наступает тупая повседневность. Но любая тупая повседневность — это просто непротертое стекло. Все религиозные практики существуют, только чтобы увидеть Бога в основе любого явления и живого существа. И тогда мир и жизнь становятся настоящими, и тогда лучше ничего придумать невозможно.
Сын спросил у мамы: «Что такое счастье?» «Счастье – это жизни маленькие части: Утреннего солнца рыжие ресницы, Высоко взлетевшие в поднебесье птицы, Лыжные прогулки по уснувшей роще, Белые снежинки в вальсе за окошком, Запах апельсинов и хвои смолистой, Корабли бумажные в ручейках чуть льдистых, Музыка капели, первый лист зеленый, На скамейках стайки парочек влюбленных, В поле одуванчиков желтые охапки И грибов в корзине глянцевые шляпки, Над рекою радуги разноцветный купол, Детский смех на улицах, в парках, переулках, Перед сном в кроватке твой любимый мишка… А вообще-то счастья не бывает слишком, Просто ты сумей увидеть те мгновенья, Что зовутся счастьем – с самого рождения
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина
Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.
Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:
Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.